Готовимся к ОГЭ и выполняем комплексную работу с текстом в on-line режиме!!!)))

         На этой странице вы найдёте материалы, которые помогут вам подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку.

          Всё чаще формой контроля по русскому языку выбирается комплексная работа с текстом, то есть вам предлагается текст и вопросы к нему. Какие?

Ну, во-первых, вопросы, выясняющие, поняли ли вы тему текста, его основную мысль, умеете ли  определить принадлежность текста к определённому стилю и типу речи, а также видеть средства выразительности, используемые автором.

Во-вторых, вам предлагаются вопросы из разных разделов языкознания: морфемики, морфологии, синтаксиса и, конечно же, орфографии и пунктуации.

Таким образом, работа с текстом  не только  учит вас наблюдать за словом, за мыслью автора, но и позволяет на практике применять те знания, которые вы получаете на уроках русского языка.

В конечном итоге,  осмысленное чтение чужих текстов и комментирование авторских приемов помогает  развить и ваши собственные навыки создания связных текстов.

Но есть и ещё одна очень важная причина внимательного изучения материалов этой страницы: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ!!!

На экзамене по русскому языку и в девятом, и в одиннадцатом классе предлагается именно такая форма работы с текстом!

К началу девятого класса вы уже ДОЛЖНЫ уметь выполнять по крайней мере 8 заданий из 13:

  • Задание на определение основной мысли текста.
  • Задание на знание основных средств выразительности и умение видеть их в тексте.
  • Задание на правописание приставок.
  • Задание на правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных и причастий.
  • Задание на определение способов подчинительной связи в словосочетаниях.
  • Задание на нахождение грамматической основы простого предложения.
  • Задание на умение находить предложения, осложнённые обособленными определениями и обстоятельствами.
  • Задание на умение видеть в тексте вводные синтаксические конструкции.

     Таким образом,  если вы напишите изложение (я надеюсь, это у вас обязательно получится), ответите хотя бы на эти 8 вопросов и напишите сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, то, считайте, экзамен вы сдали! (Может быть, даже на "четвёрку",)

Именно поэтому в 8 классе на промежуточной аттестации вам была предложена  комплексная работа с текстом, а формулировка заданий была максимально приближена к формату ОГЭ.

Итак, отрабатываем навыки выполнения названных заданий! (Ну, и конечно, других заданий, в первую очередь по курсу 8 класса "Синтаксис простого предложения")

Прежде чем приступить к выполнению заданий, изучите справочные материалы:

 

1. Задание на знание основных средств выразительности

и умение видеть их в тексте


2. Задание на правописание приставок.

Итак, если в задании сказано, что нужно найти слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости / глухости последующего согласного, значит, это слова с приставками 2 группы (смотри таблицу выше). Если же вам предлагается найти слово с приставкой, правописание которой зависит от значения (или имеет определённое значение), значит, это слово с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.


3. Задание на правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных и причастий.

Вообще-то данное задание не очень сложное.

Суффиксы прилагательных: -ИН-, -АН, -ЯН-, -ОНН-, -ЕНН-.

Суффиксы причастий: -НН- (перед которым, как правило пишутся буквы А или Я), -ЁНН- (такого суффикса никогда не бывает в прилагательных!!!), -ЕНН-.


Выполняя это задание, помните: имя прилагательное чаще всего образовано от имени существительного. Причастие же всегда образуется от глагола!

Например:

СЕРЕБРЯНЫЙ И ПОСЕЯННЫЙ. СЕРЕБРЯНЫЙ - это прилагательное, так как образовано от существительного СЕРЕБРО. Пишется одна буква Н, так как в суффиксе прилагательного -ЯН- пишется одна Н, кроме слов-исключений: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.

ПОСЕЯННЫЙ - это причастие, так как образовано от глагола ПОСЕЯТЬ. Пишется две буквы Н, так как в суффиксах причастий, образованных от приставочных глаголов совершенного вида пишется две буквы Н.

Ещё один пример:

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ И УЛУЧШЕННЫЙ. Понятно, что в обоих словах пишется удвоенная Н. Но как определить часть речи? Очень просто: определи, от какого слова образовано каждое из выше названных.

Итак,  слово ТОРЖЕСТВЕННЫЙ образовано  от слова ТОРЖЕСТВО, то есть от существительного. Значит, это ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слово УЛУЧШЕННЫЙ образовано от глагола УЛУЧШИТЬ. Значит, это ПРИЧАСТИЕ.

 

4. Задание на определение способов подчинительной связи в словосочетаниях.

 

Алгоритм выполнения задания на замену одного словосочетания другим:

1. Найдите в словосочетании главное слово. Помните: его форму нельзя изменять!!!

2. Замените зависимое слово однокоренным словом другой части речи, поставьте его в нужную форму.

Итак, если перед вами словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ, то зависимое слово - имя прилагательное. При замене данного словосочетания на словосочетание со способом связи УПРАВЛЕНИЕ замените прилагательное на существительное и поставьте его в нужный падеж.

Например: лесных звуков - звуков леса.

И наоборот: если перед вами словосочетание со способом связи УПРАВЛЕНИЕ, то зависимое слово - имя существительное. При замене данного словосочетания на словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ замените существительное на прилагательное  и поставьте его в форму того же рода, числа и падежа, что и главное слово.

Например: для жителей города - для городских жителей.

Если словосочетание со способом связи УПРАВЛЕНИЕ нужно заменить словосочетанием со способом связи ПРИМЫКАНИЕ, то зависимое существительное нужно заменить наречием или деепричастием.

Например: смотрел с улыбкой - смотрел улыбаясь 

И наоборот: если словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ нужно заменить словосочетанием со способом связи УПРАВЛЕНИЕ, то зависимое наречие  нужно заменить существительным в косвенном падеже.

Например: тревожно спросил - спросил с тревогой.

 

5. Задание на умение видеть в тексте вводные синтаксические конструкции.

 

6. Задание на умение находить предложения, осложнённые обособленными определениями и обстоятельствами.

 

Во-первых, вспомним, что такое причастие и деепричастие и по каким признакам их можно найти в тексте:

Итак, обособленное определение - это чаще всего причастный оборот, стоящий после определяемого слова и выделяемый запятыми. Значит, ищем в тексте предложение с причастным оборотом, то есть ищем причастие (смотри таблицу выше), у которого есть зависимые слова.

Обособленное обстоятельство - это чаще всего деепричастный оборот (или одиночное деепричастие). Значит, ищем предложение, в котором есть деепричастие, то есть слово, отвечающее на один из вопросов: ЧТО ДЕЛАЯ? или ЧТО СДЕЛАВ?

 

Теперь о выполнении заданий, связанных с грамматической основой предложения.

 

Вряд ли это будут задания уровня начальной школы, например, найдите основу в предложении НАСТУПИЛА ХОЛОДНАЯ ЗИМА. :-)))

Вспомним, что в 8 классе мы познакомились как с разными видами сказуемого, так и с односоставными предложениями (то есть теми, в которых ОДИН главный член предложения).

Поэтому ещё раз внимательно изучите таблицы и вспомните их содержание при выполнении заданий В10, В11, В12.

 


Ну что ж, думаю, теперь можно приступить к выполнению заданий.

Удачи!!!)))